Чай. Народный напиток народов Центральной Азии

101 Чай

Уважаемые посетители моего блога , в этой статье я расскажу Вам о том, как чай стал народным напитком жителей Центральной Азии. Первые упоминания о чае, как о напитке встречается в воспоминаниях О. Олеария в 1630 – х годах : « в столице Персии Исфаган в харчевнях пили иностранную теплую воду из растений, привозимых Узбекскими татарами». Кто же привез чай на территорию Центральной Азии?

 (Джунгары – выходцы западно-монгольских племен) Постоянное стремление китайской династии Цин расширить свои западные территории приводило к постоянным конфликтам между китайцами и джунгарами . Это не могло способствовать развитию торговых и культурных связей между жителями Поднебесной и народами, населяющими территорию Центральной Азии. Отношения между ними носили кратковременный и враждебный характер.

101 Чай

Как считает Е.М. Пещерова, этот напиток распространили монголы, которые в эпоху позднего средневековья имели более дружественные и тесные отношения с жителями этого региона. А именно западно-монгольские племена – калмыки. Эти племена не были чужаками для тюркских племен — потомков монголов, живших на территории Средней Азии. В число их входили Барласы — из их среды вышли тимуриды; Мангыты — правители Бухары; Кунгаты — правители Хивы. Значительная часть калмыков осталась в составе Узбекского и Киргизского народов. Активное распространение ислама представителями Сунитского братства « Накшибадия» привело к тому, что калмыки активно принимали ислам и оседали на территории Центральной Азии. Это было служивое сословие , близкое к правителям и знати .Они то и передали свое пристрастие к чайному напитку сначала знати и богатым горожанам , а затем и всему населению.

В начале девятнадцатого века повсеместно был распространены чайные напитки в состав которых входили, наряду с чайным листом, продукты животноводства. Особое распространение получил «Шир-чой» ( чай с молоком) . Его готовили следующим образом: в котле заваривали чай , в него добавляли сливки или топленое масло , иногда бараний жир, разливали в чашки и подавали к еде. Его пили в Заравшане и Кашкадарье, Бухаре, Туркмении , Ферганской долине. Известен он был и на Северном Кавказе. Известны были также : «Сутли-чой» . В чашку наливали молоко, добавляли соль, жареное сало или топленое масло и заливали горячим чаем; «Мойли-чой» В чашку крошили лепешку, добавляли топленое масло или жареное сало , соль , и заливали горячим чаем. Во времена междоусобных войн на западных территориях Китая в середине девятнадцатого века на территорию Ферганской долины мигрировало почти 160 тысяч выходцев из Восточного Туркестана. Они принимали ислам и селились рядом с оседлым населением долины. Благодаря им, жители Кокандского ханства стали заваривать чай в чайниках и пить его с сахаром. По мере проникновения русского влияния в середине девятнадцатого века появляются самовары. Чай стал завариваться гораздо проще. Достаточно было положить в чайник горсть чайных листьев и залить кипятком. В это же время открываются Чойхоны ( дословный перевод: чайная комната) Чойхона стала местом, можно было отдохнуть после тяжелого трудового дня и обсудить все новости. Таковой она осталась и по сей день.

ИТАК: изначально распространителями чая на территории Центральной Азии стали западные монголы . Основными продуктами помимо чайного листа были продукты животноводства( молоко , масло, бараний жир). Еще большему продвижению чая в середине девятнадцатого века способствовали мигранты из Восточного Туркестана . Именно в этот период он стал народным напитком жителей Центральной Азии. Повсеместно его стали пить с сахаром без добавления продуктов животноводства. В условиях жаркого лета и холодной зимы он стал незаменимым напитком, утоляющим жажду летом и согревающим зимой